ЛА сог

Содержание

1. Пояснительная записка.
2. Нормативная часть
3. Содержание программы
4. Методическое обеспечение программы
4.1. Теоретическая подготовка
4.2. Воспитательная работа
4.3. Психологическая подготовка
4.4. Восстановительные средства и мероприятия
5. Система контроля и зачетные требования
5.1.Нормативные требования
5.2.Медико-биологический контроль
6. Прогнозируемые результаты
7. Список литературы

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для МКУ ДО «СШ г.Палласовки» по легкой атлетике составлена в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федерального закона РФ от 4 декабря
2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеразвивающая программа рассчитана для работы в
спортивно-оздоровительных группах (далее СОГ).
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Программа направлена на оздоровление и физическое развитие обучающихся,
которое позволяет освоить легкоатлетические навыки и на удовлетворение
потребностей обучающихся в активных формах двигательной деятельности.
Физическое воспитание обучающихся в общеобразовательном учреждении и
учреждении дополнительного образования детей представляет собой единую
систему, составными частями которой являются: крепкое здоровье, хорошее
физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и
навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения)
осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Проблема здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня одна из
актуальных задач государства и общества. В связи с этим, в данную программу
включены спортивно-массовые мероприятия, спортивные соревнования и эстафеты,
посвящённые данной теме, а также посещение спортивных мероприятий и
соревнований, проводимые другими спортивными отделениями.
Актуальность программы по легкой атлетике заключается в том, что занятия
легкой атлетикой обеспечивают всестороннее физическое развитие, повышают
функциональные возможности организма, укрепляют здоровье занимающихся, что
позволяет рекомендовать легкую атлетику, как средство физического воспитания
для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической
подготовленности.
Цель дополнительной образовательной программы:
Создание условий для развития физических качеств и способностей, укрепления
здоровья и формирования у воспитанников потребности в здоровом образе жизни и
интереса к физической культуре и спорту.
Задачи:
Обучающие:
Освоить знания о физической культуре и спорте, роли и формировании
здорового образа жизни.
Обучить умению использовать различные системы и виды физических
упражнений в самостоятельных занятиях физической культурой.
Обучить навыкам выполнения разнообразных физических упражнений
различной функциональной направленности, технических действий базовых видов
спорта, а также применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Развивающие:
Развивать двигательную активность за счет направленного воспитания
основных физических качеств и физических способностей;
Развивать позитивное отношение к занятиям физической культурой,
спортивным играм.
2

Воспитательные:
Воспитать ценностное отношение к своему здоровью и жизни, здоровью
окружающих людей.
Воспитать положительные качества личности, нормы коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
Воспитать индивидуальные психические черты и особенности в общении и
коллективном взаимодействии средствами и методами командно-игровой
деятельности;
Воспитать положительное отношение к занятиям физической культурой и
желанию продолжить своё физическое совершенство в дальнейшем.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
заключаются в том, что занимаясь по данной программе, учащиеся получают основы
знаний и практические умения для дальнейшего обучения в группах начальной
подготовки (ГНП) в спортивной школе по дополнительным образовательным
программам спортивной подготовки.
Лёгкая атлетика — совокупность видов спорта, включающая бег, ходьбу,
прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную
ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, пробеги (бег по шоссе)
и кроссы (бег по пересечённой местности). Один из основных и наиболее массовых
видов спорта.
Занятия легкой атлетикой способствуют:
развитию силовой подготовки;
развитию моральных и волевых качеств;
овладению знаниями в различных областях:
Возраст детей, участвующих в
образовательной программы: 6-17 лет.

реализации

данной

дополнительной

Срок реализации программы: 1 год.
В спортивно-оздоровительные группы (СОГ) по легкой атлетике зачисляются дети 6
– 17 лет, желающие заниматься легкой атлетикой независимо от их одаренности,
способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие
медицинских противопоказаний.
Тренировочный процесс
в
учреждении начинается с 1 сентября и
продолжается в течение учебного года.
Срок реализации программы для групп спортивно-оздоровительного этапа – 12
месяцев.
Группы формируются в начале учебного года, согласно Устава СШ, санитарноэпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп.
Зачисление учащихся в группы производится в течение всего учебного года.
Во всех периодах образовательного процесса большое внимание уделяется
общей физической подготовке (до 80%), игровому методу разучивания, закрепления
и совершенствования изучаемого материала.
Занятия рекомендуется проводить в группах с учётом возраста, уровня
физической подготовленности, строго дозируя нагрузку.
Формы и режим занятий:
Годовой учебный план программы по легкой атлетике рассчитан на 52 недели,312
часов в год. Основной формой проведения занятий является групповая тренировка
продолжительностью 2 академических часа 6 часов в неделю (3 раза в неделю по 2
часа каждое занятие). Основными формами также являются теоретические занятия,
медицинский контроль, восстановительные мероприятия. Учебно-тренировочный
процесс проходит и в условиях летнего спортивно-оздоровительного лагеря.
3

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- оздоровление, физическое и психическое развитие учащихся;
-укрепление здоровья,
содействие нормальному физическому развитию;
приобретение жизненно важных двигательных навыков и умений;
- закалка, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам
внутренней и внешней среды: развитие компенсаторных функций организма,
снижение уровня заболеваемости учащихся;
-умение применять полученные знания о физической культуре и спорте в
формировании здорового образа жизни и в самостоятельных занятиях;
- комплектование групп начальной подготовки по легкой атлетике.
Основными формами обучения являются:
групповые тренировочные занятия;
теоретические занятия (беседы, лекции, тестирование, просмотр видео
материалов по спортивной тематике и др.);
контрольные испытания;
участие в соревнованиях;
тренировочные занятия в спортивно-оздоровительном лагере. Методы
организации тренировочных занятий:
фронтальный;
групповой;
индивидуальный.
При начальном обучении, используется фронтальный метод обучения, так как он
позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность
занимающихся.
В результате освоения содержания программного материала обучающиеся
будут:
Знать и иметь представление:
о физической подготовке и её связи с развитием физических качеств,
системдыхания и кровообращения;
о физической нагрузке и способах её регулирования;
о причинах возникновения травм во время занятий физическими
упражнениями,профилактике травматизма;
знать простейшие правила проведения соревнований по легкой атлетике;
знать правила подвижных игр;
способы закаливания организма
Уметь:
выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения
(комбинации), технические действия в спортивных играх;
осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической
подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами
физической нагрузки;
подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических
упражнений с разной нагрузкой;
играть в различные подвижные игры;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, лёгких ушибах и
потёртостях.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения,
4

развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и
досуг.
Формы подведения итогов:
Наблюдения тренера-преподавателя за учащимися во время занятий: общая
культура, аккуратность, содержание в порядке инвентаря и личных вещей, реакция
на замечания и поощрения, выполнение санитарных норм и правил техники
безопасности, трудолюбие, коммуникабельность.
Формы занятий при подведении итогов: соревнования, зачеты, игры, эстафеты.
Выполнение норм по общей физической подготовке: внутренние соревнования,
контрольные тесты.
Ведение документации при подведении итогов: протоколы контрольных
нормативов, протоколы соревнований.

5

2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической,
технической испортивной подготовке для спортивно-оздоровительных групп.
Минимальн
Год
обучения ый возрастдля
зачисления

Минимальное
Максимальное
число
количество
учебных часов
учащихся
вгруппе

Весь
период

15

6-8

6

Требования
по
физ.
и
спец.
подготовке
на
начало учебного
года
Выполнение ОФП

Учебно-тематический план рассчитан на 52 недели, 42 недели-реализация
учебного плана программы, 10 недель - каникулярное время.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 52 недели тренировочных занятий, ч.
№ Разделы подготовки
1
2
3
4
5
6

Количество
часов
9
125
90
80
4

Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП)
Специальная физическая подготовка (СФП)
Технико-тактическая подготовка (ТТП)
Участие в соревнованиях
Тестирование, контрольные и переводные
испытания
Общее количество часов

4
312

ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК
распределения учебного материала в учебном году
№

1
2
3

Содержание
материала
Теоретическая
подготовка
Общая физическая
подготовка (ОФП)
Специальня
физическая
подготовка (СФП)

Всего

месяцы
2
3

9

10

11

12

1

9

1

1

1

1

1

1

125

10

10

10

10

10

5

5

10

10

10

90

4

5

6

7

8

1

1

1

1

1

1

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

5

5

5

5

6

4
5
6

Техникотактическая
подготовка (ТТП)
Участие в
соревнованиях
Тестировани
е,
контрольные
и
переводные
испытания
Кол-во
учебныхчасов
за год

80

8

8

8

7

8

5

5

8

2

8

6

7

4

-

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

-

4

2

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

312

26

24

29

28

31

26

26

29

24

24

22

23

Распределение учебной нагрузки в учебном году по разделам учебной программы
рекомендуется планировать с учетом погодных условий и календаря соревнований.
Средства легкой атлетики, подвижных игр и элементы гимнастики рекомендуется
использовать в течение всего учебного года. А элементы спортивных игр и
акробатики преимущественно в холодное время года, когда тренировочные занятия
проводятся в помещении.
Теоретические сведения сообщаются в течение 5-7 минут перед практическими
занятиями или непосредственно в процессе их проведения. В сентябре, декабре,
марте и июне проводится общий инструктаж учащихся по технике безопасности и
пожарной безопасности с обязательной записью о проведении инструктажа в
журнале учета тренировочных занятий.
Участие в соревнованиях планируется с учетом календаря соревнований
утвержденного спортивной школой для данной возрастной категории.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Лёгкая атлетика.
Теоретические знания:
-Правила поведения и меры безопасности на занятиях легкой атлетикой.
-Простейшие упражнения на освоение техники.
-Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий легкой атлетикой.
-Причины травм и их профилактика. Техника безопасности.
-Простейшие правила проведения соревнований по легкой атлетике.
Практические умения:
Ходьба и бег, кроссовая подготовка.
-Закрепление навыка правильной осанки.
-Закрепление навыка правильного положения головы, туловища, постановки стоп и
движений ног и рук в медленном беге.
-Ходьба и бег с изменением амплитуды и характера движений в голеностопном,
коленном и тазобедренном суставах.
-Ходьба и бег с различными положениями и движениями рук, туловища и головы.
-Ходьба и бег с изменением темпа, направления движения, быстрым и точным
реагированием на сигналы, овладением пространственных и временных ориентиров.
-Ходьба и бег в различных формах коллективного передвижения.
-Ходьба и бег с изменением уклона рельефа местности, преодолением различных
препятствий.
-Ходьба в чередовании с бегом и регулированием физиологической нагрузки по
7

интенсивности и продолжительности на дистанции, соответствующей возрасту.
-Обучение основам техники легкоатлетических упражнений.
-Специальные беговые легкоатлетические упражнения.
-Обучение технике высокого старта
Прыжки.
-Пружинные движения ногами,
подскоки,
подпрыгивания.
-Спрыгивания и разнообразные прыжки в глубину.
-Разновидности прыжков на одной и двух ногах в сочетании с ходьбой и бегом.
-Перепрыгивания с предмета на предмет через горизонтальные и вертикальные
препятствия с места и с разбега.
-Прыжки с поворотом вокруг вертикальной оси, прыжки с движениями рук и ног в
полёте, с ловлей и бросанием мячей.
-Прыжки в длину и высоту с разбега, простейшими способами, отталкиваясь правой и
левой ногой.
-Упражнения с длинной скакалкой: пробегания через вращающуюся скакалку в
разных направлениях, перепрыгивания через качающуюся скакалку, одиночные и
групповые прыжки различными способами.
-Упражнения с короткой скакалкой: разнообразные прыжки на месте и в движении.
Метание и ловля
-Подбрасывание и перепрыгивание мячей: различного веса и размера, изменяя
исходные положения, а также способы бросков и ловли.
-Упражнения в жонглировании мячами.
-Метание мяча с разных дистанций и исходных положений в горизонтальную и
вертикальную цели удобной и неудобной рукой.
-Метание малого мяча способом «из-за спины» через плечо с трех шагов разбега; с
пяти; с семи.
Упражнения на развитие физических качеств:
Выносливость:
-Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности до 500м.
-Чередование ходьбы и бега до 1000м., 1500м.
-Равномерный бег до 1,5 км в режиме умеренной интенсивности.
Быстрота:
-Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной интенсивностью на
дистанции до 20 м, «челночный бег» (3х10м).
-Повторный бег в режиме максимальной интенсивности на дистанции до 20 метров.
Скоростно-силовые способности:
-Повторное выполнение «многоскоков» на дистанции 8-10м.
-Повторное выполнение прыжков с преодолением препятствий (15-20 см) на
дистанции 8-10 м.
Ловкость:
-Бег с изменяющимся направлением, бег по ограниченной опоре.
-Прыжки через скакалку; пробегание коротких отрезков из различных исходных
положений.
Скоростно-силовые качества:
-Бег по наклонной плоскости.
-Многоскоки с преодолением препятствий высотой до 10-15 см.
-Броски набивных мячей массой до 1 кг из разных исходных положений (сбоку, снизу,
сверху, от груди).

8

Гимнастика с элементами акробатики:
Теоретические знания:
-Правила поведения и меры безопасности на занятиях гимнастикой.
-Простейшие упражнения на освоение техники.
-Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий
гимнастикой.
-Причины травм и их профилактика. Техника безопасности.
Практические умения:
Прикладные упражнения.
-Простейшие виды построений и перестроений.
-Основные положения и движения рук, ног и туловища без
предметов и спредметами.
-Упражнения разностороннего воздействия для плечевого пояса,
туловища и ног,проводимые с музыкальным сопровождением и без него.
-Доступные упражнения в смешанных и простых висах с различными
хватами.
- Смешанные упоры и различные передвижения в них на полу, гимнастических
матах, скамейках.
-Лазание в различных направлениях в смешанных и простых висах на
гимнастической стенке.
-Лазание по канату и шесту.
-Перелезания через препятствия.
-Упражнения в равновесии на мате и в движении с уменьшением площади опоры,
увеличением высоты опоры, изменением исходного положения, выполнением
движений руками, ногами, туловищем, поворотом, изменением скорости
передвижения.
-Преодоление полос препятствий с использованием навыков прикладных
гимнастических видов движений.
Общеразвивающие и оздоровительные упражнения:
Упражнения на развитие гибкости:
-Ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, взмахов
ногами.
-Наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах.
-Выпады и полушпагаты на месте.
-«Выкруты» со скакалкой.
-Высокие взмахи поочерёдно и
попеременно правой
и
левой
ногой,стоя у гимнастической стенки и при передвижениях.
-Полушпагат и широкие стойки на ногах.
-Упражнения на развитие ловкости и координации:
-Произвольное преодоление простых препятствий.
-Передвижения с резко изменяющимися направлениями движения с остановками в
заданной позе.
-Ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с
меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями, воспроизведение
заданной игровой позы по заданию.
-Упражнения на переключение внимания, концентрацию ощущений, на
расслабление в стойках на ногах для рук, головы, туловища, в седе и положениях
9

лёжа.
-Жонглирование малыми предметами.
-Преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые
прыжки, перелезание через горку матов и т. д.
-Комплексы упражнений на
координацию с
асимметрическими и
последовательными движениями ногами и руками.
-Равновесие типа «ласточка» на широкой и ограниченной опоре с фиксацией
равновесия положений; воспроизведение поз по заказу и словесному описанию.
-Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев
тела на другие.
-Упражнения
на
расслабление отдельных мышечных
групп;
«выключение»
и «включение» звеньев, полное расслабление всех мышц.
-Упражнения на формирование осанки:
-Упражнения на проверку осанки, ходьба на носках, ходьба с заданной осанкой,
виды стилизованной ходьбы.
-Комплексы корригирующих упражнений; на контроль ощущений в постановке
головы, плеч, позвоночного столба.
-Упражнения для развития силовых способностей:
-Динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги.
-Упражнения на локальное развитие мышц туловища с использованием отягощений
(набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 гр, гимнастические палки) с включением в
работу основных мышечных групп.
Лазание по гимнастической стенке ( комплексы упражнений с различной
направленностью передвижений); по наклонной гимнастической скамейке ( в упоре
на коленях и в упоре присев).
-Перелезания через препятствия с опорой на руки.
-Подтягивание в висе лёжа;
-Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с опорой на гимнастическую скамейку.
-Прыжковые упражнения; многоскоки; прыжки с продвижением поочерёдно на
правой и левой; прыжки вверх и вперёд толчком одной и двумя о гимнастический
мостик.
Элементы акробатических упражнений:
-Группировка, перекаты вперёд и назад из различных исходных положений.
-Кувырок вперёд и назад в группировке.
-Кувырок назад в стойку на одно колено.
-Кувырок назад в полушпагат (девочки).
-Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (мальчики).
-Длинный кувырок вперед (мальчики).
-Стойка на лопатках (с поддержкой, с опорой прямыми руками).
-Кувырок назад в упор присев из стойки на лопатках.
-Мост из положения, лежа с помощью.
-Комбинации из изученных элементов.
-Сгибание и разгибание рук в упоре: на гимнастической скамейке(девочки), на полу
(мальчики).

10

-Равновесия: повороты на опоре.
-Равновесие, стоя на одной ноге, другая согнута или поднята вперёд.
-Ходьба вперёд и назад с полуприседом на одной ноге.
-Приставные шаги, переменные, быстрые шаги. Ходьба вдвоем, втроём, взявшись за
руки.
-Расхождение вдвоем при встрече.
-Преодоление полосы препятствий с включением бега, лазания, гимнастических
скамеек, снарядов, каната, элементов акробатики и т. д. на усмотрение педагога.
Подвижные игры.
Преподаватель выбирает самостоятельно:
-Индивидуальные, парные, коллективные игры.
-Игры с использованием гимнастических, легкоатлетических (бег, прыжки, метания)
видов движений.
-Подготовительные игры к баскетболу, футболу и другие.
-Эстафеты.
-Упражнения при горизонтальном положении туловища.
-Упражнения в положении туловища ниже горизонтального.
1.1. Примерный перечень подвижных игр для 6-7 лет:
« Чья команда быстрее соберётся?», «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору»,
«Ловишки», «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Сделай фигуру», «Сторож», «Два
Мороза».
Игры-соревнования (эстафеты). Игровые задания: «Кто быстрее перенесёт кегли?»,
«Ходьба и бег с препятствиями» (по шнуру, по гимнастической скамейке), «Кто
быстрее докатит обруч до флажка?», «Не намочи ног» ( пройти по кубам),
«Построение и перестроение команд», «Найди, где спрятано», «Кто дольше?»(стойка
на бревне на одной ноге), «Пройди и не урони» ( пройти расстояние с мешочком на
голове), «Покрути обруч», «Кто быстрее соберёт овощи?», «Переход через болото»
(по дощечкам, кубам, бревну), «Кто быстрее?» (перетянуть шнур), «Кто первым
доставит флажок?» (преодолевая препятствия),
«Кто самый ловкий?» (проползти под дугой, пролезть в два обруча, перепрыгнуть
«ручеёк» и доставить пакет).
Игры со скакалками. Выполнить упражнения: «Кто быстрее?» (прыжки через
скакалку, продвигаясь вперёд до условного места), «Кто дольше?» (прыжки через
скакалку на месте), «Кто как умеет?» (каждый играющий показывает движения).
1.2. Примерный перечень подвижных игр для 8 лет:
«Охотник и звери», « Рыбак и рыбки», «Бездомный заяц», «Кто быстрее?», «Ровным
кругом» (сделай фигуру), «Совушка», «Карусель», «Зайцы и волк», «Кошка и
мыши», «Пятнашки», «Не мочи ног», «Мышеловка», «Ловишки с мячом», «Не
оставайся на полу»(земле), «Кого назвали, тот ловит мяч», «Пожарные», «Кегли»,
«Пустое место». Игры-соревнования (эстафеты). Игровые задания: «Пройди и не
урони» (ходьба по доске или скамейке с мешочком на голове), «Не сходи со шнура»
(прыжки на одной ноге по расположенному на полу шнуру), «Попади мячом в цель»
(метание в горизонтальную цель), «Кто ловкий?» (бежать и нести шарик в
ложке), «Канатоходец» (пройти по канату, положенному на полу, на четвереньках,
опираясь руками о канат), «Чья команда сильнее?» (перетягивание каната),

11

«Кто дальше прыгнет?» (прыгнуть в длину с места через положенный на полу
канат), «Кто бросит дальше?» (метать правой и левой рукой вдаль), «Передай мяч»
(передавать мяч над головой от первого члена команды к последнему - кто
быстрее?), «Пронести мяч» (пройти определённое расстояние, ударяя мяч о пол),
«Мяч о стенку» (ударять мяч о стенку и ловить его), «Попади мячом в
кольцо» (с расстояния 2-3 м),
«Перепрыгнули ручеёк» (перепрыгнуть через две положенные на расстоянии палки),
«Бросаю-ловлю» (посчитаем вместе, сколько раз ты поймаешь мяч), «Кто быстрее?»
(прыжки вперёд с мячом, зажатым между коленями), «Трудные препятствия»
(пронести два ведёрка, наполненных водой; быстро перенести картошку в ложке).

12

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1.Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка является одной из важнейших составных частей
спортивной тренировки. Она во многом определяет качество реализации на
практике методического принципа физического воспитания – сознательности и
активности, позволяет тренеру в ходе многолетних занятий приобрести в лице
занимающихся не исполнителей, а единомышленников в достижении намеченных
целей, рациональном использовании тренировочных методов и средств.
Занятия по теоретической подготовке могут быть наполнены следующим
содержанием:
Личная и общественная гигиена. Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом,
полостью рта, зубами. Гигиенические требования к одежде и обуви. Поддержание
чистоты, гигиены в транспорте, школе, на улице, в спортивных сооружениях.
Режим для школьников, занимающихся спортом. Рекомендации по построению
режима дня. Рациональная последовательность выполнения домашних заданий по
предметам с учетом их трудности и режима дня.
Режим питания юных легкоатлетов. Рекомендации по режиму питания.
Характеристика продуктов питания по их калорийности, наличию жиров, углеводов,
белков, витаминов, минеральных веществ, времени усвоения. Рекомендации по
рациону питания.
Цель и задачи разминки, основной и заключительной частей тренировочного
занятия. Основные сведения о функциональном состоянии организма в период
врабатывания, основной
и
заключительной
частей
занятия,
подборе
общеразвивающих, специально-подготовительных и специальных упражнений и их
дозировке в соответствии с задачами занятия. Самоконтроль степени утомления во
время тренировки.
Контроль пульса во время тренировочного занятия. Частота сердечных
сокращений - интегральный показатель функционального состояния организма
спортсмена. Методы пальпаторного подсчета частоты пульса.
История развития и современное состояние легкой атлетики. Истоки легкой
атлетики. История развития на международной арене и в России. Анализ
результатов крупнейших всероссийских и международных соревнований.
Достижения российских спортсменов. Задачи, тенденции и перспективы развития
легкой атлетики.
Травмы, заболевания. Меры профилактики, первая помощь. Понятие о
травмах. Краткая характеристика травм: ушибы, растяжения, разрывы связок.
мышц, и сухожилий; вывихи, переломы, кровотечения. Причины травм и их
профилактика. Оказание первой доврачебной помощи. Понятие о здоровье и
болезни. Наиболее общие причины заболеваний, меры профилактики. Закаливание
как одна из действенных мер профилактики заболеваний. Средства закаливания и
методика их применения.
4.2.Воспитательная работа.
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного
образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у
ребёнка способности выстраивать жизнь в границах достойной жизни достойного
человека.

13

Воспитательная работа в спортивно-оздоровительных группах направлена на
создание условий для развития свободной и ответственной личности, условий, в
которых мог бы сформироваться человек, ориентированный на добро и активное
социальное взаимодействие, на здоровый образ жизни и на умение
организовать свой досуг посредством занятий физкультурой и спортом, на
получение достойного места в жизни.
Специфика воспитательной работы в спортивно-оздоровительных группах состоит
в том, что весь процесс воспитания строится на тесном сотрудничестве тренерапреподавателя, классного руководителя в школе и родителей.
На протяжении всей работы они формируют у своих воспитанников чувство
патриотизма и такие нравственные качества, как честность, доброжелательность,
толерантность, упорство и дисциплинированность, чувство прекрасного,
аккуратность и трудолюбие. Основными воспитательными средствами являются:
личный пример тренера-преподавателя (дисциплинированность, трудолюбие,
объективность, здоровый образ жизни, справедливость) и его педагогическое
мастерство, атмосфера дружелюбия, взаимопомощи, творчества в коллективе.
4.3.Психологическая подготовка.
Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер. В
деятельности тренера главное - работа с детьми. В ней обнаруживается ряд
неразрывных взаимосвязанных направлений для создания психологической
готовности спортсмена.
В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические
особенности вида спорта, с другой – психические особенности спортсмена. Чем
больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от спортсмена
высоких результатов.
В психологической подготовке можно выделить:
-базовую психологическую подготовку;
-психологическую подготовку к тренировкам (тренировочную);
-психологическую подготовку к соревнованиям (соревновательную, которая, всвою
очередь, подразделяется на предсоревновательную и постсоревновательную).
В занятиях с юными
спортсменами
на первое
мест оставится
общая психологическая подготовка. Основные задачи этого вида подготовки:
1.Развивать и совершенствовать у юных спортсменов психические функции и
качества, необходимые для успешных занятий избранным видом спорта.
2.Осуществлять общую психологическую подготовку в процессе тренировок
параллельно с технической и тактической подготовкой.
3.Формировать у занимающихся интерес к занятиям легкой атлетикой, правильную
мотивацию, общие нравственные и специальные морально – психологические черты
характера.
4.Вырабатывать эмоциональную устойчивость к различным условиям обитания и
тренировки к условиям соревнований.
5.Формировать и закреплять соответствующие отношения, составляющие основу
спортивного характера: влияние внешних воздействий, с тренером, с родителями,
как в процессе воспитания, так и под влиянием самоорганизации и
самомобилизации, т. е. в процессе самовоспитания юного спортсмена.
Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния юных спортсменов
должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями
(проявление силы, подвижности нервной системы, уровнем эмоциональной
возбудимости, характером зрительных, мышечно-двигательных представлений,
возрастом,подготовленностью.

14

Восстановительные мероприятия носят комплексный характер и включают в себя
четыре группы средств: педагогические, медико-биологические, психологические и
гигиенические. Они могут проводиться в повседневном тренировочном процессе и в
условиях соревнований.
Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного
тренировочного занятия, их системы на отдельных этапах тренировочного цикла. В
процессе работы необходимо варьировать нагрузку и условия проведения занятий,
вводить в ходе тренировки упражнения для активного отдыха.
Психологические средства способствуют снижению психологического утомления,
обеспечивают устойчивость и стабильность психического состояния занимающихся.
Медико-биологическая группа включает в себя рациональное питание,
витаминизацию, физические средства восстановления.
Гигиенические средства включают в себя рациональный распорядок дня, личную
гигиену, закаливание, гигиенические условия тренировочного процесса.
При планировании использования восстановительных средств необходимо
учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как
направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок
в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, частотой участия в соревнованиях.
Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в
данный момент, уровня его подготовленности влияния внешней среды. В связи с
этим выбор восстановительных средств в том или ином случае должен быть
индивидуальным для каждого легкоатлета.
5. Педагогический контроль
Важнейшей функцией управления педагогическим процессом является контроль,
определяющий эффективность учебной работы на всём её протяжении.
Применяются следующие виды и формы контроля:
предварительный контроль (оценка уровня развития физических качеств),
осуществляется тренером в форме тестирования;
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической
подготовленности и состояния здоровья) осуществляется тренером в форме
наблюдения;
годовая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме выполнения
контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке, уровню
освоения навыков бега на короткие и средние дистанции, а также теоретических
знаний. Нормативные требования по всем компонентам подготовки и описание
тестов в приложении к программе.
Теоретическая подготовка.
Выявление глубины и прочности полученных знаний раздела теоретическая
подготовка осуществляется по средствам использования таких методов как опрос,
собеседование, творческое задание. Формами проведения проверки теоретических
знаний является опрос.
Общефизическая подготовка.
Контроль эффективности применяемых средств по общефизической подготовке
проводится по результатам контрольных упражнений. Обучающиеся выполняют
следующие контрольные задания:
бег на короткие дистанции (30 м.);
бег на средние дистанции (200 м.);
подтягивание на высокой перекладине (мальчики);
разгибание и сгибание рук в упоре лежа (девочки);
прыжок в длину с места.
Тестирование проводится в начале и конце учебного года.
Техническая подготовка
15

Контроль освоения обучающимися технических элементов проверяется
контрольными упражнениями и систематическими визуальными наблюдениями за
качеством выполнения техники бега.
Ожидаемые результаты.
К концу учебного года обучающиеся:
1.
Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической
подготовки.
2.
Осваивают основные средства ОФП.
3.
Осваивают технику бега на короткие и средние дистанции.
4.
Повышают уровня функциональной подготовки.

16

5.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

5.1. Нормативные требования.
Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система
педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность
избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого
решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые
стороны в подготовке юных спортсменов. Он
используется
для
оценки
эффективности средств и методов тренировки в соответствии с установленными
контрольными нормативами для выявления динамики развития спортивной формы и
прогнозирования спортивных достижений.
Контрольные упражнения
№
п/п

Виды испытаний
3 балла

1

Челночный бег 3х10

2

Бег 30 м.

3
4

5

6

Прыжок в длину с
места
Сгибание и
разгибание рук в
упоре лежа
Бросок набивного
мяча из-за головы
весом 1 кг.
Смешанное
передвижение бег 500м

мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки

10.4
10.9
6.9
7.2
115
110
7

нормат
ивы
4
балла
10.1
10.7
6.7
7.0
120
115
9

5
баллов
9.2
9.7
5.9
6.2
140
135
14

4

6

10

мальчики

210

230

250

девочки

200

220

240

мальчики
девочки

без учета
времени
без учета
времени

без учета
времени
без учета
времени

без учета
времени
без учета
времени

5.2. Медико-биологический контроль.
Медико-биологический контроль направлен на оценку состояния здоровья,
определение физического развития и биологического возраста юного спортсмена,
уровня его функциональной подготовки. Основным в комплексном врачебнобиологическом контроле является углубленное медицинское обследование,
тестирование физической работоспособности в лабораторных и естественных
условиях, определение специальной тренированности и оценка воздействия
тренировочных нагрузок на юного спортсмена.
Врачебный контроль юных спортсменов осуществляется силами врачей
общеобразовательных школ, МКУ ДО «СШ г.Палласовки» и лечебнопрофилактических учреждений в тесном контакте с тренерско-преподавательским
коллективом. Врачебный контроль является составной частью общего учебнотренировочного плана подготовки юных спортсменов.

17

На этапе начальной спортивной специализации текущий контроль
осуществляется простыми методами для охвата наибольшего количества
занимающихся. В этом случае врач проводит на занятиях наблюдения за внешним
видом учащихся, который дает представление о степени утомления, проводит
хронометраж занятий, изучает физиологическую кривую тренировки, при
необходимости проводит индивидуальные наблюдения за отдельными спортсменами,
используя при этом легкодоступные, необременительные методы исследования. Врач
и тренер совместно анализируют тренировочные нагрузки и находят их оптимальную
дозировку. До и после занятий исследуется частота сердечных сокращений,
артериальное давление, жизненная емкость легких, динамометрия.
В заключение следует отметить, что наличие медико-биологических данных
на каждого спортсмена позволит своевременно вносить коррекцию в процесс
тренировки, что будет способствовать повышению качества учебно-тренировочного
процесса.
6.ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к результатам реализации программы на этапе спортивной
подготовки выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего
спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки.
Результатом реализации программы является:
1. На спортивно-оздоровительном этапе:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта бокс;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсмена
По окончании обучения в спортивно-оздоровительных группах 80% обучающихся
должны выполнить нормативы по ОФП с показателями высокой и средней
подготовленности, 20 % - с показателями низкой. По этим результатам из
воспитанников с высокими и средними показателями подготовленности формируют
группы начальной подготовки.
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение: дидактические и учебные материалы, DVDзаписи соревнований с участием ведущих спортсменов легкоатлетов, методические
разработки в области легкой атлетики.
Материально- техническая база:
Инвентарь:
- легкоатлетические барьеры – 10 шт.
- стартовые колодки
4 пары;
- конусы тренировочные 20 шт.;
- медицин-болл
1-2 кг. 5 шт.;
- скакалки 20 шт.;
- эстафетные палочки
4 шт.;
- мяч волейбольный
2 шт.;
- мяч футбольный 1 шт.;
- мяч баскетбольный
2 шт.;
- жгуты, экспандеры
по 4 шт.;
- легкоатлетическая форма15 шт.;
- шиповки 5 - 10 пар;
18

Список литературы:
1. Борковский А. С. Комплексы гимнастических упражнений для начальной
школы.,Минск, «Народная Асвета», 1998 г.
2. Воротилкина И. Физкультурно-познавательные технологии в начальной школе
(здоровьесберегающий аспект) // ФИЗКУЛЬТУРА№2.- с 39.
3. Ковалько В. И. Школа физкультминуток., Москва, «ВАКО», 2009 г.
4. Кузнецов В. С. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: метод.
Пособие. – М.; Издательство НЦ ЭНАС, 2006 г.
5. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: Примерная программа для
системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.:
Советский спорт, 2003.-116 с.
6. Локтев С. А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте:
Практическое руководство для тренера.- М.: Советский спорт, 2007. – 404с.
7. Мельников Е.С. Рабочая программа по легкой атлетике для учебнотренировочных групп и групп начальной подготовки МБОУ ДОД ДЮСШ
г.Бугуруслана. Бугуруслан, 2013г.
8. Никитушкин В. Г., Губа В. П., Гапаев В. И. Легкая атлетика: Учебное пособие
для общеобразовательных школ.-М., 2005.-224с.
9. Николаева Н. И. Школа мяча., Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 г.
10. Учетно-отчетная документация по организации и проведению спортивных
соревнований. // Практика административной работы в школе.-2005.-№8.- С.29.
11. Фатеева Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное
пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития: Академия, Ко:
Академия Холдинг, 2000.-224 с.:
12. Шарабарова И. Н. Упражнения со скакалкой. М.; «Советский спорт», 1991 г.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».